Грани стальных опор (Журнал Цоколь 6 2004 г.)

Чтобы изгнать ночную тьму с улиц и площадей городов, с транспортных магистралей и развязок, со стадионов и горных склонов, морских портов, аэродромов и множества иных мест, которые угодно использовать человеку, требуются не только современные источники света и осветительные приборы, но и все более прочные, легкие и удобные в обслуживании опоры освещения. Железобетонные столбы и стальные трубы уступают место более совершенным конструкциям. В Европе опоры освещения разнообразных усовершенствованных конструкций используются уже не один десяток лет. В 70-е годы итальянцы установили европейские опоры на заводе в Тольятти – они служат до сих пор. В пост-советской России, пожалуй, первое применение современных опор относится к 1996 году, когда компанией «Амира» на Комсомольской площади в Москве были установлены три высокомачтовые опоры с мобильной короной. Производство подобных конструкций, а также современных опор других типов развивается в нашей стране сравнительно недавно, и это действительно большой и интересный рынок. Об особенностях проектирования, производства и применения опор освещения корреспондент журнала «Цоколь» попросил рассказать Виктора Владимирова, генерального директора группы компаний «Амира», крупнейшего российского производителя современных опор и металлоконструкций.

Компания «Амира» была основана в Санкт-Петербурге в 1991 году. Начав свою деятельность как торговая фирма, «Амира» менее чем за 10 лет превратилась в крупную производственно-коммерческую структуру, известную практически во всех регионах России и странах СНГ. Переломный момент в жизни компании – 2000 год. Именно с этого года завод «Амира – Стальконструкция», расположенный в Санкт-Петербурге, производит осветительные опоры, в том числе высокомачтовые, мачты сотовой связи и металлоконструкции широкого назначения. Ныне в состав компании входит 16 предприятий, в том числе 4 завода. Кроме стальных опор, «Амира» производит светильники, ПРА и чугунные декоративные опоры. Центральный офис по-прежнему находится в Санкт-Петербурге, а в Москве расположена головная коммерческая структура компании. Сеть филиалов охватывает Москву, Ростов, Краснодар, Липецк и Алматы.

Компания «Амира», уделяя внимание производству серийных изделий: декоративных и парковых опор, а также опор для уличного освещения высотой от 3 до 10 метров – это важная и стабильная ниша, – имеет свой любимый «конек»: производство специализированных опор, индивидуально разработанных для какого-либо специального назначения или объекта. Как раз для этого случая, чтобы правильно рассчитать освещение и спроектировать нужные опоры, в 2001 году были созданы два подразделения: проектное бюро, которое занимается светотехническим проектированием и расчетами, и проектно-конструкторский отдел, задача которого – расчет металлоконструкций для выбранных осветительных установок. Что же это за уникальные опоры? О некоторых наиболее интересных конструкциях опор рассказывает Виктор Владимиров. Все они относятся к двум типам: высокомачтовым опорам и силовым опорам контактной сети.

Высокомачтовые опоры применяются для освещения:

  • транспортных развязок и магистралей,
  • стадионов,
  • горнолыжных комплексов,
  • аэропортов и морских портов,
  • а также для сотовой связи.

Их высота в стандартом исполнении может достигать 50 метров. Как же смонтировать и установить такую гигантскую конструкцию и как потом обслуживать осветительную установку? Опора состоит из секций конической формы длиной 10 м. (Такая длина обусловлена возможностью транспортировки). Эти секции просто надеваются одна на другую. Соединение получается неразъемным: металл накрепко «слипается» под весом конструкции, так что в процессе эксплуатации опоры происходит диффузия. Для повышения прочности стенки секции не круглые, а имеют грани. Кроме того, опора имеет форму конуса. В результате вся конструкция получается в 2-3 раза легче, чем, например, трубчатая опора, а значит и стоимость, изделия дешевле и значительно экономит капиталовложения при строительстве осветительных установок. Стенки секций имеют антикоррозийное покрытие, получаемое методом горячего цинкования. Толщина покрытия составляет не менее 100 микрон, что обеспечивает эксплуатацию в течение 40-50 лет без коррозии. Что касается прочности и устойчивости к ветровым нагрузкам, то в стандартном исполнении опора рассчитана на ветер в 44 м/сек (160 км/час). Но, к примеру, для аэропорта г. Анадырь «Амира» изготовила опоры, которые выдерживают ветер в 60 м/сек (220 км/час). Такой ураган даже вообразить себе трудно. Главная же «изюминка», позволяющая свести затраты на обслуживание фактически к нулю – высокомачтовые опоры с мобильной короной. (Короной называется конструкция, где размещены осветительные приборы.) У этих опор корона закреплена на специальной тросовой подвеске и при помощи редуктора может перемещаться вверх и вниз. Тросовая подвеска содержит три дублирующих друг друга троса и имеет пятикратный запас прочности. Еще на стадии строительства такая конструкция существенно снижает затраты. Что касается обслуживания, то выглядит это так. К мачте подходит монтажник и подключает так называемый «независимый механизм спуска-подъема короны», который выглядит как большая дрель. Это устройство имеет дистанционное управление, так что монтажник стоит в безопасной зоне. Простым нажатием кнопки он опускает корону вместе с осветительными приборами. Спуск и подъем занимает менее 15 минут для 30-метровой опоры. Конструкция включает проверочный кабель, что позволяет проверить работу всех ламп на земле, заменить вышедшие из строя, а также перенацелить прожектора. Такие опоры находят все более широкое применение. Они использованы для освещения транспортных развязок на МКАД, третьем транспортном кольце Москвы, транспортном обходе Санкт-Петербурга, в Челябинске и Ханты-Мансийске, для освещения магистралей: Киевского и Международного шоссе в Москве, скоростной магистрали в Перми. Другое их применение – аэропорты: Шереметьево, Ханты-Мансийск, Алматы, Анадырь, Тюмень и др. Также они использованы для освещения горно-спортивных комплексов «Свияжск» и «Альметьевск» в Татарстане, «Бобровый лог» под Красноярском, комплекс Леонида Тягачева под Москвой.

На базе граненых опор «Амирой» выполнена новая разработка – опора граненая силовая для контактной сети. Специальная конструкция позволяет использовать их одновременно как опоры освещения и как опоры контактной сети троллейбусно-трамвайного парка. В одной из модификаций эти опоры предназначены для подвесной системы СИП — Торсада, то есть силового воздушного кабеля, который частенько применяется в России. Эти опоры приходят на смену железобетонным, каждая из которых весит более полутора тонн, и трубчатым металлическим: для сравнения вес стандартной трубчатой 10-метровой опоры составляет около 700 кг, а граненой опоры производства «Амиры» – всего 350. Причем эта разница возрастает с увеличением высоты опоры. Первая установка граненых силовых опор производится в Казани по программе реконструкции освещения к тысячелетию города. В первую очередь ими будет оборудована дорога в аэропорт. Их ставят с возможностью в дальнейшем пустить здесь троллейбусную линию. Всего в городе планируется установка приблизительно полутора тысяч опор. Граненые опоры – и силовые, и высокомачтовые, в том числе с мобильной короной, – широко применяются во всем мире. Чтобы соответствовать мировым стандартам, необходимо современное оборудование. На заводе «Амира Стальконструкция» в Санкт-Петербурге установлен новый современный пресс для изготовления граненых опор. Виктор Владимиров так образно охарактеризовал нишу, которую занимают специализированные опоры освещения «Амиры»: «Это – как «Форд Фокус» в России: европейское качество и доступно по цене».