Статья в газете «Коммерсант» о строительстве завода в Ленинградской области «Красный Бор засияет по-корейски»

Группа компаний «Амира» и фирма KMW в 2019 году откроют совместное предприятие по производству светодиодных прожекторов с годовым объемом выпуска около 1 млрд рублей. По словам экспертов, СП может получить значительную долю на молодом российском рынке светодиодных систем объемом в несколько миллиардов рублей, однако конкурировать ему придется с ведущими иностранными производителями, занимающими, по разным оценкам, от 60 до 90% этого рынка.

По условиям соглашения, подписанного между южнокорейской KMW и петербургской группой «Амира», последняя будет осуществлять сборку светодиодных светильников и прожекторов для общественных зон (уличное освещение, порты и аэропорты, спортивные площадки, промышленные объекты) из деталей партнера на площадях ООО «Амира-Светотехника» в Петербурге (улица Калинина, 22). Здесь группа имеет собственное производство площадью 500 кв. м и выпускает около 50 тыс. газоразрядных светильников в год. Полная производственная мощность предприятия составляет 100 тыс. светильников в год, говорит председатель совета директоров группы компаний «Амира» Андрей Сарамуд. «На первом этапе будет производиться отверточная сборка. Светодиодные матрицы и блоки питания прожекторов мы будем получать из Южной Кореи; корпуса и соединительная аппаратура — отечественного производства. Переоборудования площадей для этих целей не требуется», — поясняет он. В дальнейшем, добавляет господин Сарамуд, планируется полностью локализовать производство. Президент KMW Дук Ен Ким в беседе с корреспондентом «Ъ» подтвердил намерения компании в отношении первой очереди проекта, дальнейшие планы, добавил он, находятся в стадии обсуждения.

По информации Андрея Сарамуда, вторая очередь проекта включает создание нового завода на территории Красноборской промышленной зоны, где группа выкупила 5,7 га рядом со своим заводом опор для уличного освещения, открывшемся 30 июня 2015 года (см. «Ъ» от 05.06.2015). Здесь планируется создание совместного предприятия, 50% которого будет принадлежать KMW, которая полностью осуществит строительство (производственная площадь до 5 тыс. кв. м) и оборудование завода по своим технологиям, а также будет осуществлять выходной контроль продукции. Выход на строительную площадку запланирован на первый квартал 2016 года, реализация займет около двух лет. «Завод будет строиться по блочной схеме, что даст возможность запускаться поэтапно и варьировать ассортимент продукции в соответствии с текущим спросом, — поясняет он. — Инвестиции составят до €10 млн, планируемый срок окупаемости — пять лет». Выпуск продукции в денежном выражении должен составить около 1 млрд рублей в первые годы.

Холдинг «Амира» осуществляет проектирование, производство и монтаж осветительных установок различного назначения. Плановый оборот группы в 2015 году — 1,5 млрд рублей. Компания KMW (Korea Micro Ware) производит телекоммуникационные системы и компоненты, а также светодиодные системы. Оборот группы в 2013 году составил около $350 млн.

Компания планирует занять около трети российского рынка освещения общественных зон: порты и аэропорты, уличное освещение, трассы. Первые поставки планируется осуществлять на спортивные площадки, создаваемые к чемпионату мира по футболу в 2018 году, и другие спортивные объекты.

«По моим оценкам, в год в России продается около 1 млн светодиодных ламп разных типов, поэтому объем рынка можно оценить в $5-20 млн, — говорит Маргарита Горшенева, директор по развитию QB Finance. — Примерно 60% продукции производится в РФ, а 40% импортируется». Она отмечает, что при импорте стоимость ввозимых ламп нещадно занижается, поэтому назвать реальные цифры по этому сегменту невозможно.

Территориальный директор «БКС Премьер» Вадим Исаков очерчивает объемы российского рынка в $100 млн, добавляя, что темпы его роста примерно в два раза отстают от общемировых. Среди основных российских производителей эксперт перечисляет петербургских и московских игроков: «Оптоган», «Светлана-Оптоэлектроника», «Фокус». «Однако доминируют на этом рынке западные компании — Nichia (Япония), Cree (США) и Osram (Германия), на них приходится 90% рынка», — добавляет господин Исаков. Учитывая дороговизну светодиодов и общий спад в экономике, в отрасли есть сложности с привлечением средств, однако в данном случае на стороне производителей — импортозамещение и возможность занять долю рынка за счет более низкой цены, полагает он.

В самой компании среди основных конкурентов называют голландскую Philips, немецкую Osram, австрийскую Thorn и итальянскую SBP. «Стоимость иностранных светильников составляет €2-3 тыс. за штуку, прожектор российского производства будет стоить около €1,5 тыс. при значительно лучших параметрах освещенности и меньшем энергопотреблении», — говорит Андрей Сарамуд.

Конкурировать придется, в том числе, с российскими компаниями, которые входят в Некоммерческое партнерство производителей светодиодов и систем на их основе (НП ПСС), а это свыше двух десятков компаний, напоминает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Однако, учитывая, что ведущие иностранные производители стремятся закрепиться здесь до начала «светодиодной революции» в стране, времени на получение значительной доли у отечественных фирм не так много. При этом светодиодные лампы могут со временем заменить практически все осветительные приборы, которые используются сейчас, добавляет господин Баранов, поэтому потенциал этого рынка огромен. «Таким образом, данный проект может быть весьма успешным на рынке, а его примерный срок окупаемости может составить три-пять лет», — заключает эксперт.

Подробнее: www.kommersant.ru/doc/2759058